Анализ проектов Приказов Росреестра, направленных на урегулирование отношений в области геодезических работ

В мае 2020 года Ассоциация «Саморегулируемая организация кадастровых инженеров» (далее – Ассоциация) провела анализ шести проектов Приказов Росреестра, направленных на урегулирование отношений в области геодезических работ. По двум из шести проектов Приказов Ассоциацией замечаний и предложений представлено не было: «Об установлении требований к программным и техническим средствам, используемым при создании сетей дифференциальных геодезических станций»: https://regulation.gov.ru/projects#npa=102012. «О лицензировании геодезической и картографической деятельности и о внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации»: https://regulation.gov.ru/projects#npa=101717. По четырем Проектам Приказов А СРО КИ направило замечания и предложения в Национальное объединение СРО КИ для представления в Росреестр позиции профессионального сообщества. По проекту Приказа «Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений выполняемых при осуществлении геодезической и картографической деятельности, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений»: https://regulation.gov.ru/projects#npa=102014, указано следующее замечание: в перечне измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, отсутствуют измерения, проводимые при проведении кадастровых работ в отношении объектов капитального строительства (п.5. Приложения 1), как следствие, отсутствует необходимость соблюдения обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений (Приложение 2). По Проекту Приказа «Об утверждении порядка установления местных систем координат», размещенного по ссылке: https://regulation.gov.ru/projects#npa=102015, указаны следующие замечания: Предложено пункт 2 Порядка установления местных систем координат (далее – Порядок) дополнить понятием «местная система координат»: «Под местной системой координат понимается условная система координат, устанавливаемая в отношении ограниченной территории, не превышающей территорию субъекта Российской Федерации (если иное не установлено настоящими Правилами), начало отсчета координат и ориентировка осей координат которой смещены по отношению к началу отсчета координат и ориентировке осей координат единой государственной системы координат, используемой при осуществлении геодезических и картографических работ». Слова «изменении и уточнении прохождения Государственной границы Российской Федерации (включая ее делимитацию, демаркацию), при установлении, изменении границ между субъектами Российской Федерации» исключить из пункта 2, т.к. в соответствии с п. 3 приказа Местная система координат устанавливается в отношении ограниченной территории, не превышающей территорию субъекта Российской Федерации. Государственная граница проходит по территории более чем одного субъекта. Равно и границы между субъектами РФ, из определения - множественное число. Делимитация и демаркация государственной границы выполняются в государственной системе координат РФ и сопредельного государства I-го, 2-го, 3-го и 4-го классов, а также дополнительно сооруженные для целей демаркации пункты низшего класса. ГКИНП (ГНТА)-14-272-03. Создание документов (инструкций) по топографо-геодезическому и картографическому обеспечению демаркации, утверждается Межгосударственной комиссией. Основные мероприятия по геодезическому, картографическому и топографическому обеспечению делимитации, демаркации и проверки прохождения линии государственной границы Российской Федерации проводятся в соответствии с директивами и инструкциями, утвержденными совместными комиссиями. При внесении изменений в пункте 2, из пункта 3 исключить слова: «государственных геодезических сетей» заменить на слова: «Начало отсчета координат, направления осей координат местной системы координат не должны совпадать с началом отсчета координат, направлениями осей координат государственной системы координат». Предложено в пункте 7 Порядка уточнить: в какой форме сведения, отображенные на государственных топографических картах границы территории, в отношении которой устанавливается местная система координат, указываются (например, в текстовой и/или графической форме); какие исходные данные следует приводить в техническом отчете (что представляют собой исходные данные, для каких целей и для каких действий они указываются, источники их получения); не понятен термин «методы определения координат исходных пунктов в местной системе координат» (какие исходные пункты используются и для проведения каких действий). В последнем абзаце пункта 7 Порядка слова: «государственных геодезических сетей» заменить на слова: «государственной геодезической сети». По Проекту Приказа «Об установлении порядка уведомления правообладателями объектов недвижимости, на которых находятся пункты государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети, а также лицами, выполняющими геодезические и картографические работы, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на оказание государственных услуг в сфере геодезии и картографии, о случаях повреждения или уничтожения пунктов государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети», размещенного по ссылке: https://regulation.gov.ru/projects#npa=102016, указаны следующие замечания: Порядок уведомления правообладателями объектов недвижимости, на которых находятся пункты государственной геодезической сети, государственной нивелирной сети и государственной гравиметрической сети возможно устанавливать только одновременно с порядком уведомления (информирования) правообладателей объектов недвижимости о том, что таковые пункты размещены в(на) их объектах недвижимости. Необходимо уведомить правообладателя о виде пункта ГГС, способе заложения центра и наружного оформления знака. Кроме того, в уведомлении должна быть указана обязанность уведомления федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на оказание государственных услуг в сфере геодезии и картографии, о случаях повреждения или уничтожения пунктов сети. Также необходимо определить порядок обратной связи правообладателя объекта недвижимости с субъектом, ответственным за его уведомление, в случае, если правообладатель после получения уведомления не обнаружит в указанном месте объект с идентификационными признаками, указанными в уведомлении, и порядок урегулирования спорных ситуаций, когда информация уведомителя о наличии и местоположении пункта сети не совпадает с информацией правообладателя объекта недвижимости (например, когда правообладатель приобрел права на объект недвижимости, получил уведомление, но объект не нашел, потому что он был утрачен ранее и т.п.). В пункте 2 необходимо конкретизировать, что такое повреждение пункта, и что такое уничтожение пункта. (Собственник объектов недвижимости, не являющийся специалистом не может владеть познаниями о том, что такое пункт ГГС и никогда не отличит повреждение пункта от уничтожения наружного оформления). Положения Проекта Приказа содержат избыточные, дублирующие обязанности кадастрового инженера, сообщать о повреждении пунктов. Такие обязанности реализуются кадастровыми инженерами в соответствии с Требованиями, утвержденными Приказом МЭР РФ от 18 декабря 2015 г. № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» (п.28); Требованиями, утвержденными Приказом МЭР РФ от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (п.32); Требованиями, утвержденными Приказом Министерства экономического развития РФ от 21 ноября 2016 г. N 734 "Об установлении формы карты-плана территории и требований к ее подготовке, формы акта согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ и требований к его подготовке" (п.22) при подготовке межевых, технических планов, карт-планов территории, в которых кадастровый инженер указывает сведения о состоянии пункта. В связи с вышеизложенным предложено первый абзац пункта 4 изложить в следующей редакции: «4. Лица, выполняющие геодезические и картографические работы, в том числе при осуществлении градостроительной деятельности, землеустройства, недропользования, иной деятельности, которая требует использования пунктов, в случаях обнаружения уничтожения или повреждения пунктов, а так же лица, осуществляющие кадастровую деятельность, в случае обнаружения уничтожения пунктов, обязаны направить информацию об этом в уполномоченный орган в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка». Считаем необходимым из пункта 5 исключить слова: «кадастрового инженера (далее – кадастровый инженер)», «номер квалификационного аттестата кадастрового инженера и (или) страховой номер индивидуального лицевого счета кадастрового инженера, а также наименование саморегулируемой организации кадастровых инженеров, в которой состоит кадастровый инженер». И изложить текст пункта 5 в следующей редакции: «5. Информация, направляемая лицами, указанными в пункте 4 настоящего Порядка, должна содержать: а) наименование и адрес регистрации юридического лица и его ИНН или фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии) индивидуального предпринимателя, его ИНН, почтовый адрес, адрес электронной почты (для реализации возможности обратной связи); б) наименование пункта, тип центра и номер его марки, местоположение, адрес (при наличии); в) сведения об уничтожении или повреждении пункта. К направляемой информации прилагается фотография с места размещения пункта». Информировать об уничтожении пунктов должен хозяйствующий субъект (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), для идентификации хозяйствующего субъекта достаточно указать его ИНН. Кроме того, текст пункта 5 проекта Приказа наделяет кадастрового инженера дополнительными обязанностями, что противоречит нормам Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", в котором указаны обязанности кадастрового инженера. По Проекту Приказа «Об установлении требований к содержанию технического проекта геодезической сети специального назначения, порядка утверждения технического проекта геодезической сети специального назначения, включая основания для отказа в его утверждении, требований к форме и составу отчета о создании геодезической сети специального назначения и каталога координат пунктов геодезической сети специального назначения, порядка передачи отчета о создании геодезической сети специального назначения и каталога координат пунктов указанной сети в федеральный фонд пространственных данных», размещенного по ссылке: https://regulation.gov.ru/projects#npa=102017, замечания и предложения представлены в таблице.

<< Вернуться на предыдущую страницу