D-russia.ru: направления цифровой трансформации строительной индустрии – предложения Минстроя

На сайте "D-russia.ru" опубликована статья "Направления цифровой трансформации строительной индустрии – предложения Минстроя". Полностью с материалом можно ознакомиться по ссылке. Минстрой предложил регионам принять участие в семи «проектных инициативах цифровой трансформации» в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства, стало известно D-Russia.ru. Напомним, главы субъектов РФ должны до 1 сентября 2021 года разработать и утвердить региональные стратегии цифровой трансформации – опираясь на предварительно разработанные ФОИВ стратегии цифровой трансформации различных отраслей экономики. На сегодняшний день, по информации Минцифры, отраслевые ФОИВ направили в министерство 144 проекта, из них семь – от Минстроя. Общие принципы разработки региональных стратегий предполагают для регионов учёт федеральных приоритетов, а именно следующие направления: «государственное управление», «образование и наука», «здравоохранение», «транспорт и логистика», «развитие городской среды», «социальная сфера». Опционально – «промышленность», «сельское хозяйство», «экология и природопользование», «строительство», «энергетическая инфраструктура», «финансовые услуги». Минстрой предлагает реализовать следующие инициативы: — «Новый умный дом» (формирование платформы цифрового ЖКХ на базе модернизированной ГИС ЖКХ); — платформа «Решаем вместе»; — «Цифровая инфраструктура ЖКХ»; — «Интеллектуальная городская среда»; — «Строим в один клик»; — «Строим умные объекты» (использование технологий информационного моделирования); — «Формирование и развитие системы управления трудовыми ресурсами отрасли». Новый умный дом Реализация проекта, по мнению авторов, должна решить проблемы с достоверностью и прозрачностью данных для потребителей и поставщиков ЖКУ; повысить цифровизацию цепочки поставщиков коммунальных услуг; увеличить вовлечённость жителей в вопросы управления своим домом, городом (селом); снизить энергопотребление при производстве, сбыте и потреблении коммунальных ресурсов. Платформа «Новый умный дом» для связи жителей с управляющими организациями должна обеспечить автоматизацию процессов (в том числе позволить проводить онлайн-собрания собственников), изменение взаимодействия между сторонами (например, текущий и капитальный ремонт будет проводиться по фактическому состоянию жилья, а не по абстрактному плану), адаптацию трудовых мигрантов с помощью чат-ботов. Предполагается, что в результате внедрения платформы в 2021 году 100% пользователей единого портала госуслуг (ЕПГУ) также смогут подать заявку на перепланировку жилья онлайн (а ещё будут получать уведомления о плановых отключениях горячей воды). В 2024 году 70% обращений граждан по проблемам ЖКХ станут производиться через платформу «Новый умный дом»; в систему техучёта жилфонда будет внесено 100% многоквартирных домов (МКД); граждане получат возможность подать и отслеживать онлайн свою заявку в систему ЖКХ. В 2030 году 80% общих собраний собственников будет проходить онлайн, и 80% оплат ЖКУ будет производиться тоже онлайн. Платформа «Решаем вместе» Необходимость в использовании платформы учёта общественного мнения при определении приоритетов развития территорий, строительства объектов, развития социальной, коммунальной, транспортной и иных видом инфраструктуры обусловлена нынешней непрозрачностью и неполнотой учёта общественного мнения, а также низкой активностью граждан в вопросах управления объектами городского хозяйства, полагают в Минстрое. Предполагается разработать набор цифровых сервисов для жителей, администраций городов и субъектов РФ («платформ социального взаимодействия и систем обратной связи»). Ожидается, что в 2021 году 100% населённых пунктов, проводящих «рейтинговое» голосование по отбору проектов благоустройства, будут проводить такое голосование онлайн. В 2024 100% жителей городов старше 14 лет получат возможность принять участие в решении по вопросам городского развития онлайн, в 2030 у 100% граждан появится возможность участия в «инициативном бюджетировании» (тоже онлайн). Цифровая инфраструктура ЖКХ Минстрой отмечает цифровое неравенство между регионами, ресурсоснабжающими организациями (РСО); недоступность цифровых технологий поставщикам коммунальных услуг; отсутствие информации о реальном состоянии инфраструктуры РСО; высокий уровень износа инфраструктуры и потерь в коммунальных сетях; низкий уровень обеспеченности интеллектуальными приборами учёта, системами диспетчеризации и управления режимами; низкий уровень или полное отсутствие диспетчеризации систем ЖКХ. Минстрою поручили проверить, есть ли в ГИС ЖКХ необходимая информация Для исполнения проекта следует, в частности, создавать типовые системы интеллектуального управления региональной инфраструктурой («умный» водоканал, «умное» теплоснабжение, «умное» городское освещение), расширять зоны покрытия публичного Wi-Fi, систем связи Интернета вещей (предусматривать такие зоны при планировании городского пространства, включать точки доступа в требования для вновь создаваемой или реконструируемой городской инфраструктуры). Такие типовые системы предполагается создать к 2024 году, и 40% РСО должны внедрить системы управления снабжения ресурсами. К 2030 году предполагается: — сокращение периода восстановления поставки коммунальных ресурсов после аварийных ситуаций в два раза за счёт цифровых процессов управления; — снижение удельного потребления единицы энергоносителя при производстве и транспортировке коммунальных ресурсов в среднем на 15%; — 100% единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных районов и городских округов, подключенных к единой системе мониторинга инцидентов и аварий на объектах ЖКХ; — 100% ресурсоснабжающих организаций внедрили системы управления снабжения ресурсами (диспетчеризация + автоматизированная система управления технологическим процессом); — подключить 100% РСО и управляющих организаций к беспроводной инфраструктуре связи для обеспечения работы систем диспетчеризации и автоматизированных систем управления технологическими процессами. Интеллектуальная городская среда Высокий текущий износ, а также необходимость не допустить дальнейшего износа городских систем жизнеобеспечения, дефицит бюджетных ресурсов для решения задач развития города, отсутствие культуры межведомственного общения, нерешённые этические проблемы использования новейших алгоритмов и технологий в социальной сфере – всё это предполагает индивидуальный подход к реализации мероприятий проекта «Умный город» в различных муниципальных образованиях. Выбор приоритетных отраслевых направлений для развития, цифровизации и соответствующих им приоритетных технологических решений и проектов должен происходить в зависимости от типа муниципального образования и стартового уровня цифровизации, а также от ограничений и вызовов, стоящих перед городом, отмечают в Минстрое. На 2024 год намечена реализация основных и дополнительных мероприятий стандарта «Умный город» Минстроя. Реестр объектов инфраструктуры работы с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) для каждого муниципального образования должен быть представлен в электронном виде. На объектах инфраструктуры работы с ТКО обязана быть установлена система видеонаблюдения, а 40% единиц дорожной и коммунальной техники города должны быть подключены к системе автоматизированного контроля за выполнением работ. В 2030 системы автоматизированного контроля за выполнением работ дорожной и коммунальной техники должны быть введены в 85 субъектах РФ. Также во всех регионах должна быть внедрена интеллектуальная система обеспечения общественной безопасности. К системе автоматизированного контроля за выполнением работ должны быть подключены 75% единиц дорожной и коммунальной техники города. В строительной сфере Минстрой выделяет следующие «вызовы»: — инвестиционно-строительный проект – лабиринт с 103 контрагентами и 136 процедурами; — 95% взаимодействий между участниками на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства (ОКС) происходит на бумаге, либо в «электронном нередактируемом формате»; — от 20% до 50% времени инвестиционно-строительного цикла занимают процедуры получения исходно-разрешительной документации; — неунифицированные процедуры в муниципальных образованиях мешают масштабированию строительного бизнеса; — малое количество массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде в сфере строительства; — [недостаточная] достоверность и прозрачность данных. Необходим перевод взаимодействия между всеми участниками на всех этапах жизненного цикла ОКС в электронный вид за счёт внедрения ГИС обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД): сокращение времени получения исходно-разрешительной документации (ИРД) за счет развития Единого государственного реестра заключений (ЕГРЗ); унификация процедур и форм представления документов в градостроительной сфере путем создания Единого государственного реестра в сфере строительства (ЕГРС); повышение количества массово-значимых социальных услуг за счет внедрения суперсервиса «Цифровое строительство». Ожидаемые результаты: В 2021 году: — сокращение потерь времени за счёт оптимизации процессов получения исходно-разрешительной документации – на 30% (с учётом подключения к сетям на 50%); — создание прототипа витрины «Цифровое строительство» на основе оптимизированного списка процедур; — отказ от бумажной формы при выдаче основных разрешительных документов в крупных агломерациях с большим объёмом строительства; — развитие вертикали экспертизы на базе Единой цифровой платформы экспертиз (ЕЦПЭ) на уровне государственных экспертиз субъектов РФ; — эксперты и экспертные организации Госэкспертиз субъектов работают в единой цифровой экосистеме, поддерживающей технологии информационного моделирования (ТИМ), либо интегрированы в нее. В 2024 году: — создана информационная система управления органов Госстройнадзора; — созданы реестры массовых процедур в сфере строительства (разрешение на строительство, заключение о соответствии, разрешение на ввод объектов в эксплуатацию); — запуск суперсервиса «Цифровое строительство» («клиентоориентированная стройка»); — взаимодействие «застройщик государство» полностью в электронной форме; — сокращение инвестиционно-строительного цикла не менее чем на 18 месяцев для пятилетних проектов; — запуск единой системы идентификации объектов строительства; развитие вертикали экспертизы на базе ЕЦПЭ на уровне ведомственных экспертиз; — эксперты и ведомственные экспертные организации работают в единой цифровой экосистеме, поддерживающей ТИМ, либо интегрированы в неё; — перевод в электронный вид процедур взаимодействия всех участников и Госстройнадзора. В 2030 году: — «от идеи до выхода на стройплощадку – не более 7 дней»; развитие вертикали экспертизы на базе ЕЦПЭ на уровне негосударственных экспертиз; — эксперты и экспертные организации негосударственных экспертных организаций работают в единой цифровой экосистеме, поддерживающей ТИМ. В настоящий момент время от физического выполнения работ до получения финансовых средств может достигать нескольких месяцев из-за сложностей оформления бумажной документации. Существует необходимость предоставления в органы государственного строительного надзора бумажных журналов строительства. Велико количество коллизий в проектной документации, выявляемых на этапе строительства. При вводе объекта в эксплуатацию бумажная документация не доходит до эксплуатирующих организаций. Рабочая документация слишком долго идёт от проектировщика до строителя. Необходим перевод строительной документации в электронный вид, создание единой системы электронного документооборота посредством создания облачного сервиса «Стройкомплекс». Требуется сокращение времени прохождения рабочей документации, сокращение количества коллизий в проектной документации, создание единой среды общих данных путём внедрения «умной» экосистемы строительной отрасли, а также перевод взаимодействия между всеми участниками на всех этапах жизненного цикла ОКС в электронный вид за счёт внедрения ГИСОГД. По плану, в 2021 году должна быть произведена адаптация программ высшего и среднего профессионального образования архитектурно-строительных специальностей и специальностей в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Запланирована также первая очередь ГИСОГД. На 2024 год намечено следующее: — формирование требований к современным объектам капитального строительства, актуализация ГОСТ и строительных правил; — автоматизирована работа крупных госзаказчиков (апробация в системе «Единый заказчик в сфере строительства»). Создание информационной системы управления проектами госзаказчиков с применением технологии информационного моделирования; — разработка требований к эксплуатационным регламентам; развитие ГИСОГД; — обучение государственных и муниципальных служащих, работников подведомственных учреждений, специалистов проектных, экспертных, строительных организаций, студентов вузов, колледжей и учащихся старших классов использованию технологий информационного моделирования; — развитие отечественных программных продуктов для ТИМ; — применение технологии ТИМ в жилищном строительстве для обеспечения поэтапного перехода застройщиков, осуществляющих деятельность в соответствии с №214-ФЗ, к обязательному использованию ТИМ с 2023. В 2030 году 100% МКД должны быть оснащены общедомовыми приборами учёта, интегрированными в интеллектуальные системы, также должна быть создана «умная» экосистема строительной отрасли. Формирование и развитие системы управления трудовыми ресурсами отрасли Требуется решить проблемы нехватки компетенций соискателей на выбранные вакансии в строительстве и высокого травматизма на строительных площадках. Планируется, в частности, реализовать систему мониторинга и управления качеством материалов и оборудования (техрегулирование, маркировка, контроль/надзор); создать национальный международный рейтинг подрядчиков; определить и сформировать градостроительный потенциал по агломерациям; внедрить отраслевую систему профессиональной мобильности. Создание системы мониторинга, планирования и обеспечения трудовыми ресурсами строительной отрасли и ЖКХ, расчёт требуемых квот по ввозу мигрантов и обучения запланирован на 2021 год. В 2024 должна быть внедрена комплексная программа повышения цифровой зрелости трудовых ресурсов по использованию цифровых технологий краткосрочного обучения, подготовки ИТР по перечню образовательных дисциплин в вузах, ССУЗах, подготовки по перечню образовательных дисциплин в средних школах, всероссийская площадка по цифровой трансформации отрасли на базе WorldSkills. Намечена интеграция цифровых платформ поиска трудовых ресурсов в отрасли (отечественных или мигрантов) с информационными системами Минтруда и Минцифры.

<< Вернуться на предыдущую страницу