Инициатива СРО Ассоциация "ОКИС" о продлении срока упрощенного порядка оформления садовых домов

Саморегулируемой организацией Ассоциация “Объединение кадастровых инженеров” (далее – СРО Ассоциация ОКИС) проведен анализ действующего законодательства в сфере оформления недвижимого имущества для личных нужд граждан, по результатам которого выявлены проблемы, затрагивающие права и интересы граждан.

На протяжении многих лет, начиная с сентября 2006 года, граждане могли воспользоваться “упрощенным” порядком оформления недвижимости, расположенной в дачных и садовых обществах. Для этого гражданам необходимо было всего лишь самостоятельно заполнить декларацию об объекте недвижимости. При этом, государственные органы субъекта РФ и органы местного самоуправления не были причастны к такой процедуре оформления, к их функциям относился только контроль за целевым использованием земельных участков.

Государственная политика была всегда направлена на вовлечение в оборот большего количества объектов недвижимости с целью увеличения налогооблагаемой базы, о чем свидетельствует ежегодный рост количества регистрационных действий, совершаемых Росреестром в отношении личного имущества граждан (ежегодно совершается около 284000 регистрационных действий с имуществом граждан).

С вступлением в силу Федерального закона от 03.08.2018 №340-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – ФЗ-340) произведена замена “упрощенного” порядка оформления объектов недвижимости, расположенных на садовых и дачных земельных участках, на “уведомительный” порядок оформления.

Введение нового порядка оформления садовых домов для большинства граждан усложнило процедуру оформления либо не допускает возможности в принципе оформить такие объекты.

“Уведомительный” порядок оформления садовых домов предусматривает:

1)                необходимость получения от органа местного самоуправления уведомления о соответствии планируемого строительства вне зависимости от даты постройки садового дома,

2)                выдачу уведомлений о соответствии планируемого строительства органами местного самоуправления только в тех случаях, когда:

- параметры садового дома соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве,

- размещение садового дома допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

При осуществлении указанных действий в отношении садовых домов органы местного самоуправления почти в 100 % случаях принимают решения о выдаче уведомлений о несоответствии в связи с тем, что:

- параметры садового дома не соответствуют действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве правилам землепользования и застройки,

- параметры садового дома не соответствуют действующей на дату поступления уведомления о планируемом строительстве документации по планировке территории либо такая документация вообще не разрабатывалась для территории садового общества,

- территория садового общества не отражена в качестве таковой в документации по планировке территории, хотя, в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ “О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” строительство на садовом участке разрешено при условии наличия границы территории садового общества в документации по планировке территории,

- имеются ограничения для строительства садовых домов (на дату поступления уведомления о планируемом строительстве) в соответствии с внесенными в кадастр недвижимости сведениями о разнообразных зонах с особыми условиями использования территории, следовательно, не допускается размещение садовых домов.

По указанным причинам те граждане, которые на протяжении нескольких десятков лет осуществляли застройку своих участков в садовых и дачных обществах в соответствии с ранее установленными требованиями законодательства РСФСР и законодательства РФ, не будучи информированными об изменениях правил землепользования и застройки, об ограничениях при строительстве, в настоящее время полностью зависят от наличия утвержденной документации по планировке территории, от принятых органами власти решений о новых правилах застройки и об установлении зон с особыми условиями использования территории (причем сведения о зонах до сих пор не внесены в кадастр недвижимости либо внесены значительно позднее завершения строительства садовых домов гражданами).

В настоящее время количество садоводов только на территории Новосибирской области составляет порядка 400 тысяч. В кадастре недвижимости содержатся сведения только в отношении 140 тысяч садовых земельных участков. При этом, права на садовые дома оформлены только у 25 тысяч собственников таких земельных участков, что составляет не более 18% от числа содержащихся в кадастре земельных участков и около 6% от количества садоводов Новосибирской области.

Предусмотренный ФЗ-340 переходный период применения законодательства истекает 01.03.2019 года (ч.7 ст.16), после чего для осуществления кадастрового учета и регистрации прав орган регистрации прав начнет требовать у граждан уведомления о строительстве и соответствии строительства садовых домов.

Таким образом, начиная с 01.03.2019 года более 82% граждан, имеющих в собственности садовые земельные участки, будут лишены возможности оформить свои постройки в связи с невозможностью получить от органов местного самоуправления положительное решение – уведомление о соответствии построенного садового дома требованиям действующего законодательства.

На сегодняшний день огромное количество граждан выстроилось в очереди за оформлением своей недвижимости на садовых земельных участках. Но серьезным препятствием, ограничивающим возможность такого оформления до 01.03.2019, является длительный зимний период нашего региона и обилие снежного покрова, не позволяющие обеспечить доступ к земельным участкам в садовых обществах с целью выполнения кадастровых работ.

Скоропостижность принятия изменений в градостроительное законодательство РФ (ФЗ-340), отсутствие информированности граждан о готовящемся к принятию законопроекте и необходимости заблаговременного оформления недвижимости на садовых и дачных участках повлекли недовольство граждан и недоверие к государственной политике власти.

Органы местного самоуправления оказались не готовы к реализации новых положений законодательства и столкновению с таким количеством обращений садоводов, о чем свидетельствуют такие факты, как отсутствие документации по планировке территории, несоответствие правил землепользования и застройки и документации по планировки территории между собой, необеспеченность органов местного самоуправления квалифицированными электронными подписями для взаимодействия с Росреестром и необходимыми ПО, недостаточная квалификация специалистов органов местного самоуправления, к компетенции которых отнесена выдача уведомлений о соответствии, при отсутствии времени для переквалификации и обучения работе с электронными сервисами.

Изложенная проблема носит социально-напряженный характер, так как лишает большинство граждан прав на оформление в “упрощенном” порядке своих садовых домов, является очень актуальной для территории Новосибирской области с таким количеством садоводов.

Убедительно просим Вас откликнуться на данную проблему и, с целью обеспечения прав граждан и реализации новых положений градостроительного законодательства РФ, внести предложения в Государственную думу РФ по отсрочке даты 01.03.2019 (ч.7 ст.16 ФЗ-340), позволяющей оформлять садовые и жилые дома на садовых участках без уведомлений о строительстве и соответствии строительства. 

Принятие такого решения государством будет способствовать не только снижению социальной напряженности, но и сформирует положительное представление о деятельности органов власти различных уровней.

СРО Ассоциация ОКИС выражает свою готовность к сотрудничеству для более подробной проработки изложенной проблематики с учетом особенностей выполнения кадастровых работ, осуществления кадастрового учета и регистрации прав на садовые и жилые дома на садовых земельных участках.

<< Вернуться на предыдущую страницу