О результатах анализа правоприменительной практики, связанной с выполнением кадастровых и землеустроительных работ

В связи с внесением Правительством Российской Федерации в Государственную Думу проекта федерального закона № 962484-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», поступлением многочисленных обращений кадастровых инженеров, в которых выражалось мнение относительно отсутствия обоснования предложенного законодательного шага по вопросу наделения ФГБУ «ФКП Росреестра» полномочиями по выполнению кадастровых и землеустроительных работ, Росреестр проанализировал правоприменительную практику в указанной сфере. По результатам проведенного анализа Росреестр считает целесообразным отметить следующее. Законопроектом в числе прочего предусматривается наделение ФГБУ «ФКП Росреестра» полномочиями по осуществлению кадастровых работ и проведению работ по подготовке документов для внесения сведений в реестр границ Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН). При этом следует отметить, что законопроект не содержит положений, предусматривающих какую-либо монополию данного государственного учреждения на осуществление кадастровой деятельности и деятельности по подготовке документов для внесения сведений в реестр границ. В частности, законопроектом не отрицается возможность осуществления кадастровой деятельности кадастровыми инженерами в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее – Закон № 221-ФЗ). Кроме того, законопроектом не предусматривается каких-либо изменений положений Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) в части сокращения оснований для приостановления и (или) отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав для кадастровых инженеров, которые могут осуществлять трудовую деятельность в ФГБУ «ФКП Росреестра». Таким образом, на законодательном уровне не устанавливается никаких особенностей для деятельности кадастровых инженеров – работников указанного учреждения, в связи с чем все кадастровые инженеры как до возможного принятия проектируемых законопроектом положений так и в случае их возможного вступления в силу будут продолжать работать в рамках единого правового поля на условиях, предусмотренных законодательством о конкуренции. Следует отметить, что в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. В этой связи сам по себе подход, когда в соответствии с законом допускается исключение из правил о запрете совмещения функций публичных органов и хозяйствующих субъектов, не противоречит законодательству. Кроме того, следует учитывать, что законопроектом также предусмотрено, что случаи, при которых ФГБУ «ФКП Росреестра» будет вправе проводить кадастровые работы и работы по определению местоположения границ объектов, подлежащих внесению в реестр границ, будут устанавливаться Правительством Российской Федерации. До установления Правительством Российской Федерации указанных случаев проведение данных работ учреждением не допускается (часть 8 статьи 11 Законопроекта). Росреестром предполагается, что к таким случаям должны быть отнесены: 1) в части кадастровых работ - объекты, относящиеся к имуществу, необходимому для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в области обороны страны и безопасности государства, в том числе сведения о которых составляют государственную тайну; 2) в части работ по определению границ объектов, сведения о которых подлежат внесению в реестр границ - границы между субъектами Российской Федерации, границы лесничеств, границы особо охраняемых природных территорий федерального значения. Таким образом, применительно к ФГБУ «ФКП Росреестра» предполагается проводить работы в отношении объектов имеющих, прежде всего, государственное значение, а не в отношении объектов недвижимости, участвующих в частном гражданском обороте. В этой связи ФГБУ «ФКП Росреестра» призвано в данном случае обеспечить решение государственных задач, что обусловлено необходимостью исполнения: 1) поручения Президента Российской Федерации о необходимости внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах особо охраняемых природных территорий до 1 января 2022 года (пункт 11 Поручения от 27 февраля 2019 года № Пр-294); 2) поручения Президента Российской Федерации о необходимости усиления режима охраны имущества Вооруженных Сил (от 23 февраля 2013 г. № Пр-403, от 24 ноября 2014 г. № ПР-2745); 3) положений Федерального закона от 29 июля 2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», в соответствии с которым до 1 января 2023 года необходимо завершить устранение противоречий между сведениями ЕГРН и государственного лесного реестра, что невозможно сделать без внесения в ЕГРН границ всех лесничеств; 4) распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года № 147-р «О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации», предусматривающего завершение к 1 января 2022 году работ по установлению и внесению в ЕГРН сведений о границах между субъектами Российской Федерации. По убеждению Росреестра в условиях текущего нормативно-правового регулирования соответствующие задачи будут решаться гораздо менее успешно в сравнении с тем, когда к этой работе будет привлечена государственная организация. Следует отметить, что предлагаемые изменения частично обусловлены существующим качеством проведения кадастровых работ, хотя при этом невозможно отрицать наличие существенных проблем в обеспечении надлежащего уровня осуществления кадастровой деятельности. Учитывая, что, как указано выше, привлечение ФГБУ «ФКП Росреестра» требуется прежде всего к работам на объектах государственного значения считаем необходимым отметить, что соответствующий запрос на такое законодательное решение был получен Росреестром еще в 2019 году от Россвязи, Росгвардии и Минобороны России. Так, в письме Россвязи от 2019 года в адрес Росреестра отмечалось, что проведенный анализ показал, что одной из причин несвоевременного оформления прав на объекты недвижимого имущества является низкое качество документов, подготовку которых осуществляют кадастровые инженеры. Аналогичная позиция приведена в письме Росгвардии 2019 года в адрес Росреестра. В числе прочего указанными организациями для решения обозначенных проблем было предложено определить государственную организацию для проведения работ в отношении подведомственных объектов. С проблемой качества выполненных кадастровых работ Росреестр также сталкивался при выполнении данных работ в отношении объектов Минобороны России (протокол совещания в Росреестре от 4 апреля 2019 года № 17-СВА с участием Ассоциации «Национальная палата кадастровых инженеров»). Кроме того, в письме Минобороны России в адрес Росреестра в 2018 году сообщалось, что на рынке кадастровых работ при конкурсных процедурах присутствует явное завышение потенциальными участниками рынка цен на кадастровые работы в целях дальнейшей возможности их снижения в ходе конкурентных процедур. Также негативные проявления, связанные с низким качеством кадастровых работ, были отмечены Росреестром при осуществлении государственного кадастрового учета спортивных объектов (стадионов), возведенных для проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году. В частности, документация в отношении данных спортивных объектов для обеспечения их кадастрового учета фактически дорабатывалась силами Росреестра и «ФКП Росреестра» несмотря на то, что соответствующие обязанности в полном объеме в соответствии с Законом № 221-ФЗ лежат именно на кадастровом инженере как на исполнителе кадастровых работ. Для целей получения актуальной информации от федеральных органов исполнительной власти Росреестром были направлены соответствующие запросы. Согласно информации, представленной такими органами в Росреестр: - из 959 контрактов, заключенных подведомственными Росгвардии организациями на выполнение кадастровых работ (за период с 2017 года по настоящее время): 40 контрактов были исполнены с нарушением срока; по 34 контрактам документы подготовлены с ошибками (из них лишь по 4 контрактам поставщику услуг выставлены пени); 2 контракта были расторгнуты в одностороннем порядке в связи с неисполнением контракта со стороны подрядчика (кадастрового инженера); - по результатам проведенного Минобороны России анализа уведомлений о приостановлении или об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета (далее – ГКУ) и (или) государственной регистрации прав (далее – ГРП) в отношении более чем 8 тысяч объектов недвижимости (заключено и исполнено за период с 2017 года по настоящее время 57 государственных контрактов на выполнение кадастровых работ) более чем 57,67 % приостановлений осуществления ГКУ и (или) ГРП содержат замечания к качеству подготовленных кадастровыми инженерами документов; - из 490 контрактов, заключенных Минкультуры России на выполнение кадастровых работ (за период с 2017 года по настоящее время): 16 контрактов выполнены с нарушением установленного срока; 8 контрактов досрочно расторгнуты; - по результатам проведенного Госкорпорацией «Роскосмос» анализа отмечено, что кадастровыми инженерами допускается «большое количество ошибок, некорректное и длительное устранение замечаний государственных регистраторов»; - по результатам проведенного Минтрансом России анализа отмечено, что по 12 контрактам на выполнение кадастровых работ, заключенных подведомственными ему учреждениями, выявлены нарушения сроков выполнения работ (один в 2017 г. и один в 2019 г. контракт, не исполненные на дату представления информации), вместе с тем, также отмечено, что по большинству исполненных кадастровыми инженерами контрактов нареканий не имеется. В целях повышения эффективности осуществления ГКУ и (или) ГРП в отношении государственного имущества наделение полномочиями федерального кадастрового инженера ФГБУ «ФКП Росреестра» поддерживается Минобороны России, Минкультуры России, Росгвардией, Госкорпорацией «Роскосмос». Минтрансом России отмечена нецелесообразность выполнения кадастровых работ в отношении государственного имущества исключительно государственной организацией (возможность отстранения представителей частного бизнеса от заключения государственных и (или) муниципальных контрактов на выполнение кадастровых работ в отношении государственного имущества Росреестром не предлагалась). Кроме того, обращает на себя внимание информация, полученная от отдельных региональных органов государственной власти. Так, например, Правительством города Севастополь отдельно сообщается о результатах проведенных обследований 508 жилых домов, ГКУ и ГРП на которые были осуществлены в течении одного месяца (июль 2019 года) в рамках «новой дачной амнистии». Из 215 жилых домов, расположенных на земельных участках с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства», в отношении 182 объектов недвижимости (84,7 % от общего количества обследованных объектов), и из 293 жилых домов, расположенных на садовых земельных участках, в отношении 205 объектов недвижимости (70 % от общего количества обследованных объектов) уполномоченным органом города Севастополя выявлено несоответствии созданных объектов параметрам соответственно жилого и садового дома. Таким образом, кадастровые инженеры, осуществившие подготовку технических планов, помогли застройщикам и собственникам указанных объектов недвижимости легализовать объекты капитального строительства (гостевые дома и дома блокированной застройки), созданные с нарушением требований действующего законодательства, то есть, по сути, самовольные постройки. По результатам выборочной проверки заявленных на ГКУ и ГРП жилых домов в 2018 году сведения о более чем 200 указанных выше объектах недвижимости были направлены в органы прокуратуры и саморегулируемые организации кадастровых инженеров (далее – СРО КИ). Как отмечено Правительством города Севастополя, меры реагирования со стороны органов прокуратуры, судов и СРО КИ недостаточно жесткие, чтобы предотвращать такую кадастровую деятельность. Согласно информации, представленной Союзом садоводов России, более 20 % корреспонденции, поступающей в приемную данной общественной организации от граждан, занимающихся садоводством или огородничеством, а также их объединений, содержит жалобы на низкое качество выполненных кадастровых работ и вопросы относительно качества оказываемых кадастровыми инженерами услуг, о соблюдении сроков выполнения кадастровых работ, необоснованности их высокой стоимости. Учитывая многоаспектность такого явления как садоводство и огородничества, принимая во внимание, что в указанной сфере пересекается огромное количество вопросов (земельные отношения, градостроительство, корпоративные отношения, экологические вопросы, взаимоотношения с органами государственной власти и органами местного самоуправления), по мнению Росреестра, указанные показатель в 20 % представляется очень существенным и указывающим на недостаточное качество кадастровых работ, осуществляемых для нужд садоводов и огородников. Также Союзом садоводов России отмечено наличие системных проблем в работе кадастровых инженеров, таких как: 1) взимание отдельной платы за геодезические работы и отдельной платы за подготовку документов, необходимых для осуществления ГКУ объектов недвижимости; 2) в случае возникновения проблем с соседними участками в результате некачественной выполненных кадастровых работ, кадастровые инженеры требуют повторное проведение кадастровых работ за дополнительную плату; 3) злоупотребления при проведении кадастровых работ внутри товарищества – проведение кадастровых работ в результате которых осуществляется захват соседних земельных участков при уточнении местоположения границ, увеличение площади за счет земель общего пользования; 4) затягивание процесса постановки на ГКУ земельных участков и объектов капитального строительства (неоднократные приостановления, нежелание исправлять ошибки, требования дополнительной платы за устранение ошибок); 5) выполнение кадастровыми инженерами работ без заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ и без выезда на местность. Указанные обстоятельства, по мнению Росреестра, свидетельствуют об имеющихся фактах нарушениях общих принципов осуществления кадастровой деятельности. В целом по имеющимся сведениям Росреестра в 2019 году были приняты 6800 решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и (или) регистрации прав по заявлениям о государственном кадастровом учете и (или) регистрации прав, представленным кадастровым инженером (по ГКУ – 5195; по ГКУ и ГРП – 1605). Территориальными органами Росреестра проанализированы причины приостановления осуществления ГКУ и (или) ГРП за период 2018 и 2019 годов и истекший период 2020 года с целью определения доли приостановлений, вызванных замечаниями к подготовленным кадастровыми инженерами документам (межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории). Управлениями Росреестра по субъектам Российской Федерации (далее – Управления) сообщено о наличии на территории каждого субъекта Российской Федерации системных ошибок, допускаемых кадастровыми инженерами при подготовке документов. Указанные ошибки кадастровых инженеров, будь то ошибки технического характера (описки, опечатки, некорректно указанные кадастровые номера объектов недвижимости и т.п.), или юридические ошибки (нарушения требований действующего законодательства) значительно увеличивают срок предоставления государственных услуг, что, в свою очередь, существенно влияет на оценку населением и бизнес-сообществом результатов оказания таких услуг Росреестром. По результатам проведенной работы установлено, что процент приостановлений осуществления ГКУ и (или) ГРП (далее – решения о приостановлении) по указанной выше причине в зависимости от объема поступающих в орган регистрации прав заявлений колеблется в пределах от 6 до 25 % от общего количества поступивших в орган регистрации прав заявлений об осуществлении ГКУ или одновременно ГКУ и ГРП. Вместе с тем на территории отдельных субъектов Российской Федерации количество приостановлений по причине некорректно подготовленных кадастровыми инженерами документов достигает значительных величин. Так, например, по сведениям Управления Росреестра по Пермскому краю 95 % уведомлений о приостановлении (от общего количества решений о приостановлении) направлены заявителям по причине некачественной подготовки кадастровыми инженерами документов. По информации Управления Росреестра по Мурманской области, из более чем 900 проанализированных уведомлений о приостановлении 70 % направлены в связи с выявлением в результате правовой экспертизы ошибок, допущенных кадастровыми инженерами при подготовке межевых и технических планов, актов обследования. Управление Росреестра по Курганской области сообщило, что за отчетный период доля таких приостановлений составила в среднем 41 % (в 1 квартале 2018 года отмечено ее максимальное значение – 48 %). С другой стороны, отдельными Управлениями доложено об отсутствии значительного количества грубых нарушений со стороны кадастровых инженеров (например, Тульская область, Республика Северная Осетия-Алания, Еврейская автономная область, Чеченская Республика), что свидетельствует о том, что в отдельных регионах в целом качество кадастровых работ вполне устраивает и потребителей государственных услуг. Наиболее часто выявляемыми в результате правовой экспертизы ошибками кадастровых инженеров являются ошибки, соответствующие основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ): - отсутствие в приложении межевого плана документов, подтверждающих местоположение границ земельных участков, либо включение в состав приложения картографических материалов, которые не подтверждают фактическое местоположение границ земельного участка, отсутствие необходимых пояснений в разделе «Заключение кадастрового инженера» межевого плана (пункты 13, 69, 70 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. № 921, далее – Требования № 921); - несоответствие характеристик, указанных в техническом плане, сведениям, содержащимся в документе, на основании которого такой технический план подготовлен (пункт 41 Требований к подготовке технического плана, составу содержащихся в нем сведений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. № 953, далее – Требования № 953); - некорректно сформированные межевой план, технический план и акт обследования, файлы которых не позволяют осуществить считывание и контроль представленных данных (пункт 18 Требований № 921, пункт 21 Требований № 953, пункт 11 Требований к подготовке акта обследования, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 20 ноября 2015 г. № 861, далее – Требований № 861); - отсутствие в составе межевого или технического плана согласия заказчика кадастровых работ на обработку его персональных данных (пункт 29 Требований № 921, пункт 25 Требований № 953); - отсутствие в приложении к акту обследования документа, подтверждающего прекращение существования объекта недвижимости при отсутствии каких-либо пояснений в разделе «Заключение кадастрового инженера» акта обследования (пункты 3, 9, 10 Требований № 861); - отсутствие в составе Приложения межевого или технического плана необходимых документов (пункты 22, 24, 25 Требований № 921, пункт 20 Требований № 953); - отсутствие в разделах межевого плана кадастровых номеров всех объектов капитального строительства, расположенных в границах земельного участка, или отсутствие в разделах технического плана кадастровых номеров всех земельных участков, в границах которых расположен такой объект (пункт 35 Требований № 921, подпункт 4 пункта 43 Требований № 953); - отсутствие в разделе «Исходные данные» межевого плана реквизитов использованной картографической основы (пункт 31 Требований № 921); - графическая часть технического плана не соответствует графической части документа, в соответствии с которой подготовлен такой технический план (пункт 51 Требований № 953); - форма представленного акта согласования местоположения границ земельного участка не соответствует установленным требованиям. Помимо изложенного, Управлениями доложено о значительном количестве решений о приостановлении в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ в связи с нарушением порядка согласования местоположения границ земельного участка. Так, Управление Росреестра по Челябинской области доложило о том, что 17,9 % выявленных ошибок, допущенных кадастровыми инженерами на территории Челябинской области, связаны с нарушением порядка согласования местоположения границ земельных участков. Нежелание проводить сложные процедуры согласования местоположения границ земельных участков служат причиной того, что кадастровые инженеры указывают в разделе «Заключение кадастрового инженера» межевого плана, что у уточняемых земельных участков отсутствуют смежные земельные участки (предполагается, что такой земельный участок граничит с «землями», и согласование не проводится). Управление Росреестра по Новгородской области отмечает, что зачастую документы готовятся без выхода на место и анализа картографических материалов, что приводит к подготовке межевого плана, согласно которому участок оказывается расположенным на территории другого земельного участка, сведения о местоположении границ которого отсутствуют в ЕГРН. Такого рода нарушения выявляются либо при выполнении кадастровых работ в отношении земельного участка, территория которого была неправомерно включена в другой земельный участок, либо при кадастровом учете в результате тщательного анализа органом регистрации прав картографических материалов и документов по землеустройству. Также Управлениями (например, по Новгородской области, по Ивановской области, Республике Тыва) отмечается негативная тенденция по выполнению кадастровыми инженерами работ в отношении объектов, не являющихся объектами недвижимости (парков, отнесенных к элементам благоустройства, кладбищ или отдельных могил, гравийных дорог, пешеходных тротуаров, нестационарных гаражей). В соответствии с частью 2 статьи 29.1 Закона № 221-ФЗ кадастровый инженер обязан отказаться от заключения договора подряда на выполнение кадастровых работ, в случае если объект работ не является объектом недвижимости, в отношении которого можно осуществлять ГКУ. Безусловно данные явления могут быть отчасти обусловлены несовершенством действующего законодательства, однако в перечисленных очевидных случаях представляется, что кадастровый инженер обязан руководствоваться вышеуказанными положениями Закона № 221-ФЗ. Помимо вышеизложенного, Управлениями сообщается о наличии случаев подготовки кадастровыми инженерами технических планов в отношении никогда не существовавших объектов капитального строительства или внесения кадастровыми инженерами «изменений» в документы, на основании которых подготовлен технический план, такие «изменения» выявляются при сопоставлении документов с аналогичными документами, поступившими в рамках межведомственного взаимодействия (например, Новгородская, Самарская и Челябинская области, Республика Крым и Севастополь). Территориальными органами Росреестра также отмечается отсутствие какой-либо динамики по снижению количества приостановлений в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ – пересечение границ со смежными земельными участками, сведения о которых содержатся в ЕГРН. При этом по представленным сведениям в ряде случаев такого рода ситуации являются следствием рекомендаций, которые дают кадастровым инженерам саморегулируемые организации. Кроме того, Управлением Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу отмечены факты халатного отношения к работе и результатам кадастровой деятельности со стороны кадастровых инженеров и их работодателей, выразившихся во внесении в межевой план недостоверных сведений и отказ как самого инженера, так и его работодателя устранить допущенные реестровые ошибки в описании границ земельных участков (со ссылкой на часть 7.1 статьи 61 Закона № 218-ФЗ указанные лица предложили Управлению самостоятельно за счет бюджетных средств осуществить исправление допущенной кадастровым инженером реестровой ошибки в описании границ земельного участка, то есть фактически самоустранились от ее исправления). В этой связи, по сути, исправление таких реестровых ошибок должно осуществляться в соответствии с данными положениями Закона № 218-ФЗ силами ФГБУ «ФКП Росреестра», то есть за счет бюджетных средств. Также обращает на себя внимание приведенная отдельными территориальными органами Росреестра статистика о количестве поступающих заявлений о приеме дополнительных документов. Так, например, согласно информации Управления Росреестра по Кемеровской области – Кузбассу, коэффициент соотношения количества поступивших в орган регистрации прав заявлений о приеме дополнительных документов к количеству приостановлений с 2018 года увеличился с 1,7 до 2,1. Таким образом, на одно приостановление приходится в среднем два заявления о приеме дополнительных документов, что также указывает на недостаточное качество первоначально подготавливаемых кадастровыми инженерами документов. Отдельного упоминания стоит информация, представленная Управлением Росреестра по Республике Крым и Севастополю, согласно которой отдельные акты согласования местоположения границ земельного участка, представленные в бумажном виде в орган регистрации прав по результатам выполненных кадастровых работ и осуществленных учетно-регистрационных действий, не соответствуют требованиям части 1 статьи 40 Закона № 221-ФЗ и пункта 82 Требований № 921 (акт согласования оформлен на отдельном листе, без отображения на оборотной стороне раздела межевого плана «Чертеж земельных участков и их частей»), что может являться причиной нарушения прав правообладателей смежных земельных участков и возникновению судебных споров. Также Управлением Росреестра по Республике Тыва было доложено о выявленном случае продолжения осуществления кадастровым инженером кадастровой деятельности с предоставлением услуг гражданам Российской Федерации, при том что такое физическое лицо исключено из СРО КИ с 5 октября 2018 года с запретом претендовать на членство в СРО КИ в течение двух лет. Управлением Росреестра по Ставропольскому краю представлена информация о результатах выполненных должностными лицами отдела государственного надзора выездных мероприятий, согласно которым по отдельным заявлениям были приняты решения о приостановлении ГКУ и (или) ГРП, в частности, по результатам рассмотрения: - технического плана, подготовленного в отношении «садового дома», возведенного в границах земельного участка, расположенного в границах территориальной зоны Ж-4 «Территории дачных и садоводческих объединений», тогда как на указанном участке выявлен объект - сооружение, выполненный из металлических конструкций (цельнометаллический ангар); - технического плана, подготовленного в отношении сооружения вспомогательного использования «гараж», возведенного в границах земельного участка с видом разрешенного использования «для размещения гаражей», тогда как Управлением градостроительства Администрации города Пятигорск с выходом на место определено, что указанный объект капитального строительства является «бассейном»; - технического плана, подготовленного в отношении индивидуального жилого дома, тогда как по результатам выполненных выездных мероприятий выявлено наличие функционирующих торговых объектов; - технического плана, подготовленного в отношении индивидуального жилого дома по результатам проведенной реконструкции, тогда как выездное мероприятие выявило наличие абсолютно нового здания, являющегося многоквартирным домом; - технического плана, подготовленного в отношении объекта незавершенного строительства, площадью 615,2 кв.м и проектируемым назначением «жилое», тогда как согласно визуальному осмотру указанный объект является объектом коммерческого назначения (оптово-розничная база). Существенным нарушением требований действующего законодательства также считаем поступившую информацию из Управления Росреестра по Республике Саха (Якутия), относительно организации кадастровыми инженерами офисов по предоставлению услуг в сфере кадастровой деятельности с передачей своей электронной цифровой подписи третьим лицам, не имеющим права заниматься кадастровой деятельностью. Указанные территориальными органами Росреестра наиболее частые причины приостановления осуществления ГКУ и (или) ГРП (в связи с некачественно подготовленными кадастровыми инженерами документами) систематизированы центральным аппаратом Росреестра и могут быть использованы в дальнейшей работе. Отдельными Управлениями представлена информация о проблемах, возникающих при внесении в ЕГРН сведений по результатам выполнения комплексных кадастровых работ (далее – ККР). Так, согласно информации Управления Росреестра по Астраханской области, в апреле 2019 года заключены муниципальные контракты на выполнение ККР в отношении 50-ти кадастровых кварталов, но к декабрю 2019 года в отношении 14-ти кадастровых кварталов соответствующие контракты были расторгнуты по причине невыполнения кадастровыми инженерами обязательств в установленные сроки. Проблемы в части выполнении ККР отмечены и иными Управлениями. Согласно информации Управления Росреестра по Магаданской области и Чукотскому автономному округу из 88 карта-планов территорий, подготовленных в рамках ККР в 2019 году, по состоянию на 30 июня 2020 года сведения внесены в ЕГРН лишь по 36. Управлениями Росреестра по Хабаровскому краю, Республике Башкортостан, Челябинской области указано о подготовке карт-планов территории с нарушением требований действующего законодательства, например, были образованы земельные участки при отсутствии проектов межевания территорий, не проведены работы в отношении зданий, сооружений, а также объектов незавершенного строительства, права на которые зарегистрированы в ЕГРН. Согласно информации, представленной Управлением Росреестра по Республике Мордовия в 2019 году ККР выполнялись на территории 26 кадастровых кварталов. Вместе с тем, сведения об объектах недвижимости, расположенных в границах указанных кадастровых кварталов, на дату представления информации так и не внесены в ЕГРН. Необходимо отметить, что в связи с выявленными многочисленными нарушениями требований действующего законодательства каждая карта-план территории, подготовленная по результатам выполненных в 2019 году ККР, рассматривалась органом регистрации прав по 5 - 7 раз. Росреестр считает необходимым отметить, что институт ККР является одним из самых эффективных инструментов в сфере законодательства о недвижимости, имеет благоприятный социальный и экономический эффект. При этом учитывая, что ККР выполняются за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации каждый случай некачественного выполнения ККР является крайне негативным явлением, в том числе по причине создания рисков возврата денежных средств в соответствующий бюджет и перераспределения на иные цели. Управлением Росреестра по Тамбовской области отмечено растущее из года в год количество поступающих в орган регистрации прав документов для внесения сведений в реестр границ ЕГРН (в 2018-ом году – 1862; в 2019-ом году – 4043; за пять месяцев 2020-го года – 2810 заявлений) и растущее количество уведомлений о невозможности внесения поступивших сведений в ЕГРН (в 2018-ом году – 282 уведомления, или 15,1 %; в 2019-ом году – 949 уведомлений, или 23,5 %, за пять месяцев 2020-го года – 1117 уведомлений, или 39,8 %). Управлением доложено, что основными причинами для направления указанных уведомлений являются: - несоответствие представленных документов требованиям (в том числе, документ не подписан электронной подписью); - границы населенных пунктов, пересекают границы земельных участков, муниципальных образований и территориальных зон, сведения о которых содержатся в ЕГРН, что, по мнению Росреестра, должно анализироваться исполнителем работ при их проведении; - границы территориальных зон, пересекают границы земельных участков, муниципальных образований и населенных пунктов, сведения о которых содержатся в ЕГРН (пункты 3, 5, 6 части 2 статьи 34 Закона № 218-ФЗ). Аналогичные сведения приведены Управлением Росреестра по Красноярскому краю. Росреестр также считает необходимым сообщить информацию о результатах направления территориальными органами Росреестра материалов относительно деятельности кадастровых инженеров в случае выявления признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) либо уголовного преступления по статье 170.2 Уголовного кодекса Российской Федерации в правоохранительные органы. В 2019 году направлено 662 материалов в отношении 649 кадастровых инженеров, являющихся членами СРО КИ, из них 660 материалов в органы прокуратуры, 2 материала направлены в органы внутренних дел. По результатам рассмотрения направленных материалов органами прокуратуры: 1) возбуждено 211 дел об административном правонарушении по части 4 статьи 14.35 КоАП РФ, из них: а) 142 дел переданы в суд: 70 – привлечены к административной ответственности (66 решений о взыскании штрафов; 4 решения о дисквалификации); 36 – привлечены к административной ответственности, судом вынесено предупреждение о недопустимости нарушения законодательства; 6 – судом отказано в привлечении к административной ответственности; 12 – прекращено в связи с малозначительностью нарушения, вынесены устные замечания; 18 – находятся на рассмотрении в суде; б) по 38 материалам вынесены представления об устранении нарушений законодательства; в) 31 материал (дело) – в стадии подготовки для направления в суд; 2) по 4 материалам рассмотрение прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения; 3) 8 материалов (дел) направлено по подведомственности в органы внутренних дел, по 2 из них проводятся проверочные мероприятия; 4) по 139 материалам отказано в возбуждении дела об административном правонарушении; 5) 76 материалов находится на рассмотрении. Информация о рассмотрении 222 материалов, направленных территориальными органами Росреестра, из органов прокуратуры не поступала. В период с января по май 2020 года направлено 239 материалов в отношении 227 кадастровых инженеров, являющихся членами СРО КИ, из них 237 материалов в органы прокуратуры, 2 материала направлены в органы внутренних дел. По результатам рассмотрения направленных материалов органами прокуратуры: 1) возбуждено 31 дело об административном правонарушении по части 4 статьи 14.35 КоАП РФ, из них: а) 15 дел переданы в суд: 4 – привлечены к административной ответственности в виде штрафа; 1 – привлечен к административной ответственности в виде предупреждения о недопустимости нарушения законодательства; 10 – находятся на рассмотрении в суде; б) по 7 материалам вынесены представления об устранении нарушений законодательства; в) 9 – в стадии подготовки материалов для направления в суд; 2) по 3 материалам рассмотрение прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения; 3) 1 материл направлен по подведомственности в органы внутренних дел; 4) по 31 материалу отказано в возбуждении дела об административном правонарушении; 5) 84 материала находится на рассмотрении. Информация о рассмотрении 87 материалов из органов прокуратуры не поступала. По 2 материалам, направленным в органы внутренних дел, проводятся проверочные мероприятия. Представляется необходимым отметить, что в улучшении качества кадастровой деятельности имеется прямая заинтересованность Росреестра, поскольку именно результаты кадастровой деятельности призваны обеспечить наполнение ЕГРН необходимыми сведениями об объектах недвижимости. В связи с этим многими Управлениями принимаются меры по уменьшению количества решений о приостановлении и повышения качества подготавливаемых кадастровыми инженерами документов, а именно: - проведение семинаров-совещаний (еженедельных, ежемесячных) с кадастровыми инженерами; - ведение рейтинга кадастровых инженеров, отображающего процентное соотношение решений о приостановлении и решений об отказе в осуществлении ГКУ и (или) ГРП; - предоставление пояснений кадастровым инженерам по наиболее часто встречающимся ошибкам (типовым ошибкам), как в частном порядке, так и путем информирования СРО КИ (в том числе, персонально по каждому кадастровому инженеру); - проведение личного приема в виде «Дня кадастрового инженера», семинаров, на которых доводится информация о типичных ошибках, положениях нормативных актов, позициях органа нормативно-правового регулирования, о возможных способах решения вопросов и устранения замечаний; - доведение до участников кадастровой деятельности изменений требований действующего законодательства и нормативно-правовых актов; - осуществление консультирования кадастровых инженеров государственными регистраторами при наличии незначительных замечаний и представлении дополнительных документов до истечения срока ГКУ без принятия решения о приостановлении, что положительно сказывается на сроках предоставления государственной услуги; - подготовка рабочих протоколов с подробным описанием всех выявленных нарушений (в том числе, с возможными вариантами их устранения) при проверке карта-планов территорий, представленных по результатам выполненных кадастровыми инженерами ККР. Управления сообщают об отсутствии какой-либо значительной реакции со стороны СРО КИ на представленные в их адрес замечания в отношении подготовленных кадастровыми инженерами документов. В частности, Управлением Росреестра по Новгородской области высказана позиция, что информирование СРО КИ об ошибках, допускаемых кадастровыми инженерами, не влечет принятие мер воздействия кадастровым инженерам – членам СРО КИ. Обоснованием в указанном случае является тот факт, что представленные в адрес СРО КИ материалы не являются жалобами на действия/бездействия своих членов по заявлению лиц, чьи права нарушены, права Управления некачественными документами кадастровых инженеров не нарушались. Кроме этого, Управлениями в СРО КИ направляются информационные материалы с целью рассмотрения на предмет возможности проведения СРО КИ проверок в отношении кадастровых инженеров-членов соответствующей СРО КИ. В 2017 году Управлениями в СРО КИ было направлено 1380 писем в отношении 14 419 кадастровых инженеров, из которых к дисциплинарной ответственности были привлечены 60 кадастровых инженеров. В 2018 году в СРО КИ было направлено 2954 письма в отношении 4822 кадастровых инженеров. В отношении 3091 кадастрового инженера проведены проверки. Нарушения законодательства выявлены у 1679 кадастровых инженеров (54,3 %). К дисциплинарной ответственности были привлечены 1140 кадастровых инженеров. В отношении 539 кадастровых инженеров меры дисциплинарного воздействия не применялись. В 2019 году Управлениями в СРО КИ направлено 3369 писем в отношении 5513 кадастровых инженеров. В отношении 1280 поступивших материалов были приняты решения об отказе в рассмотрении поступившей информации либо информация находилась в стадии рассмотрения. В отношении 2515 кадастровых инженеров проведены проверки. Нарушения законодательства выявлены у 1523 кадастровых инженеров (60,6 %). К дисциплинарной ответственности были привлечены 1136 кадастровых инженеров. В отношении 387 кадастровых инженеров меры дисциплинарного воздействия не применялись. В период с января по май 2020 года в СРО КИ направлено 1330 писем в отношении 1526 кадастровых инженеров. В отношении 915 кадастровых инженеров проведены проверки. Нарушения законодательства выявлены у 662 кадастровых инженеров (43,4 %). К дисциплинарной ответственности были привлечены 345 кадастровых инженеров. В отношении 317 кадастровых инженеров меры дисциплинарного воздействия не применялись. В государственный реестр СРО КИ внесены сведения о 16 СРО КИ и о Национальном объединении. Государственный надзор за деятельностью СРО КИ, Национального объединения был введен с 1 июля 2016 года (Федеральный закон от 30.12.2015 № 452-ФЗ). Учитывая периодичность проведения плановых проверок (не чаще чем один раз в три года), к проведению плановых проверок СРО КИ Росреестр впервые приступил с июля 2019 года. Согласно имеющейся информации в период с 2017 по настоящее время Росреестром проведено 67 внеплановых проверок СРО КИ по основаниям, определенным в части 7 статьи 30.5 Закона № 221-ФЗ (на основании обращений и жалоб на действия (бездействие) СРО КИ). Из указанных 67 проверок в 2017 г. проведено 10 проверок, в 2018 – 37, в 2019 – 18, в 2020 – 2 (по состоянию на 17 июня 2020 года). В 2019 году Росреестром проведено 6 плановых проверок СРО КИ. За 5 месяцев 2020 года Росреестром проведена 1 плановая проверка СРО КИ и 1 плановая проверка СРО КИ завершена в связи с невозможностью ее проведения. Проведение 9 плановых проверок СРО КИ перенесено на 2021 год. По итогам проведенных плановых и внеплановых проверок, выявлено, что к наиболее типичным нарушениям обязательных требований, выявленным с 2017 г. по первое полугодие 2020 года включительно, относятся нарушения требований, предусмотренных: - пунктами 2, 14 части 8 статьи 30, частью 9 статьи 30.1 Закона № 221-ФЗ (неисполнение обязанности СРО КИ по осуществлению контроля за соблюдением своими членами требований законодательства Российской Федерации в области кадастровых отношений, стандартов осуществления кадастровой деятельности и правил профессиональной этики кадастровых инженеров путем проведения плановых и внеплановых проверок, по рассмотрению жалоб на своих членов и дел о применении к кадастровым инженерам мер дисциплинарной ответственности); - пунктом 18 части 8 статьи 30 Закона № 221-ФЗ (несоблюдение правил деятельности СРО КИ, в том числе актов, утвержденных Национальным объединением в соответствии с Законом № 221-ФЗ независимо от членства такой СРО КИ в Национальном объединении); - пунктами 6, 12 части 8 статьи 30 Закона № 221-ФЗ (неисполнение обязанности по исключению кадастровых инженеров из СРО КИ в порядке и по основаниям, которые предусмотрены Законом № 221-ФЗ, по представлению в орган государственного надзора информации о внесении изменений в реестр членов СРО КИ и об основаниях внесения таких изменений в объеме, сроки и в порядке, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 30 июня 2016 г. № 419); - частями 11 – 15 статьи 30.1 Закона № 221-ФЗ (несоблюдение сроков проверки, рассмотрения обращений (жалоб) и непринятие соответствующего решения по результатам рассмотрения); - частью 14 статьи 29 Закона № 221-ФЗ (неосуществление контроля за соблюдением членами СРО КИ обязательных условий членства). При этом по итогам анализа результатов надзорных мероприятий следует констатировать, что нарушения, выражающиеся в неосуществлении контроля за деятельностью своих членов, их соответствием обязательным условиям членства, в несоблюдении правил деятельности СРО КИ и актов, утвержденных Национальным объединением, выявляются практически во всех случаях проведения проверок СРО КИ. Представляется целесообразным также учитывать, что Законопроектом предусматривается не только возможность выполнения силами ФГБУ «ФКП Росреестра» кадастровых работ, но и работ, осуществляемых в целях внесения необходимых сведений в реестр границ ЕГРН. Однако объекты, сведения о границах которых подлежат внесению в реестр границ ЕГРН, не являются объектами кадастровых работ и предметом кадастровой деятельности. Так, например, в соответствии с Федеральным законом от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» территории субъектов Российской Федерации, территории муниципальных образований, а также части таких территорий являются объектами землеустройства. В соответствии с пунктом 6 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами. Таким образом, указанная деятельность для ФГБУ «ФКП Росреестра» и в настоящее время не ограничена федеральным законом и также при этом не предусмотрена в качестве деятельности, в обязательном порядке осуществляемой только кадастровыми инженерами. Аналогичным образом соответствующие ограничения не установлены и для описания иных пространственных объектов публичного характера (например, для особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территорий, границ населенных пунктов, границ территориальных зон). В этой связи представляется, что предложенный Правительством Российской Федерации подход, предусматривающий возможность проведения ФГБУ «ФКП Росреестра» подобных работ не может свидетельствовать ни о каких нарушениях принципа конкуренции, поскольку действующее законодательство не ограничивает юридических лиц в осуществлении данных работ.

<< Вернуться на предыдущую страницу