Российские ученые выяснили, как автоглушилки влияют на геодезические измерения

Как сообщает svpressa.ru, технология спутникового позиционирования широко распространена в различных сферах человеческой деятельности. Это касается персональной навигации, сельского хозяйства, строительства, военного дела, транспортной логистики, геодезии. Крайне важно, чтобы сигнал между спутниками и приемником оставался стабильным. В ином случае сбои приводят к искажению полученных измерений. Такое происходит, например, при выполнении геодезических наблюдений на пунктах, расположенных вблизи автомобильных трасс. Эти разрывы вызваны подавителями сигналов — глушилками. Такие устройства в России используют некоторые водители грузовых автомобилей, чтобы скрыть свое местоположение от третьих лиц. Ученые пермского политехнического университета сравнили данные на пунктах, подверженных влиянию глушилок, и на свободных, чтобы оценить их негативное влияние. На точность спутниковых определений влияют, в частности, помехи на пути прохождения сигнала от спутника до приемника, точность данных координат спутников, использование оборудования глобальной навигационной спутниковой системы и другие. Ученые ПНИПУ на полигоне закрепили пять геодезических пунктов, у которых определяли координаты. При выборе локаций учитывали несколько критериев: открытая местность без препятствий для прохождения сигнала от спутника к приемнику, одинаковая удаленность рабочих пунктов от опорного и близость одного из них к федеральной трассе. В итоге исследователи подсчитали количество срывов сигнала. Результаты обработали в специализированном программном обеспечении. «Выяснилось, что на пункте, который расположен вблизи федеральной трассы и возможного влияния глушилок, наблюдается большое количество срывов, в то время как на других точках такого нет. Этот факт подтверждает внешнее воздействие на радиочастотный сигнал, принимаемый на пункте. За 8 сеансов наблюдений мы зафиксировали 72 воздействия, при которых произошло 547 срывов сигналов», — объяснил инженер кафедры маркшейдерского дела, геодезии и геоинформационных систем ПНИПУ Алексей Зырянов. Результаты подтверждают наличие отрицательного влияния подавителей сигналов на спутниковые измерения. Рекомендуется при наблюдении в аналогичных условиях выполнять измерения при низком трафике грузовых автомобилей, с длительным сеансом наблюдений и обязательными контрольными измерениями. Исследование опубликовано в журнале «Проблемы разработки месторождений углеводородных и рудных полезных ископаемых».

<< Вернуться на предыдущую страницу