В ТПП РФ состоялось обсуждение положений законопроекта по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав

Как сообщает tpprf.ru, 8 июля 2020 года состоялось заседание Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости на тему: «Экспертное мнение по проекту федерального закона № 962484-7 от 26.05.2020 «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и иные законодательные акты РФ в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав». Модератором заседания выступила заместитель председателя Комитета Лариса Усович. Вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин, открывая заседание, отметил, что ТПП РФ неоднократно обсуждала этот законопроект на своей площадке в 2019 году, а свою позицию в нынешнем году высказали все деловые объединения. Ко второму чтению в Комитет ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям были направлены предложения по поправкам от ТПП РФ. Дмитрий Курочкин подчеркнул, что законопроектом вводится много нового в систему государственной регистрации недвижимости, а именно в целях повышения качества и доступности государственной услуги по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав за Федеральным государственным бюджетным учреждением «ФКП Росреестра» закрепляются полномочия в сфере государственного кадастрового учета и регистрации прав. Также будут урегулированы вопросы взаимодействия между многофункциональными центрами, ФГБУ «ФКП Росреестра» и Росреестром, что позволит оптимизировать процесс проведения правовой экспертизы и сократить сроки рассмотрения документов. Именно эти вопросы вызывают жесткую полемику и беспокоят сообщество кадастровых инженеров. Статс-секретарь, заместитель руководителя Росреестра Алексей Бутовецкий дал подробную характеристику рассматриваемого законопроекта. Необходимо отметить, что в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» с момента принятия было внесено более 40 изменений. Такое количество подчеркивает значимость сферы законодательного регулирования. Подготовка к изменениями, которые отражены в рассматриваемом законопроекте, началась в 2017 году со сбора информации о качестве и доступности услуг по государственной регистрации недвижимости в регионах. «Наша цель, – подчеркнул А.Бутовецкий, – это повышение доступности услуг, что невозможно сделать без развития информационно-технологической составляющей и, как следствие, минимизация рынка перепродажи сведений единого государственного реестра недвижимости». В законопроекте внесено много новелл, в том числе связанных с наследственными правами, с исполнением решений судов, расширением перечня заявителей, упрощением порядка регистрации имущества вооруженных сил и даже появилась норма о резервировании земельного участка. Росреестром была проведена большая аналитическая работа по вопросам осуществления кадастровой деятельности. Именно результатом этой аналитики и стало введение понятия «государственный кадастровый инженер». Депутат Государственной Думы Российской Федерации, член Комитета ГД по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Александр Якубовский представил заключение своего Комитета на данный законопроект и подчеркнул, что комитетом поддерживается совершенствование законодательства в обозначенной сфере, в том числе детализация отношений между многофункциональными центрами, Федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Росреестра» (далее - ФГБУ ФКП, учреждение) и Росреестром. И.о. директора Департамента государственной политики и регулирования в сфере развития ООПТ и Байкальской природной территории Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации Алексей Григорьев рассказал о проблемах, связанных с внесением в ЕГРН сведений о границах особо охраняемых природных территорий (ООПТ). В соответствии с поручением Президента РФ вся информация о таких границах должна быть внесена в ЕГРН до 1 января 2022 года. На сегодняшний день из 227 ООПТ (заповедники, национальные парки, лесничества) в ЕГРН внесены только 92 объекта, по 38 – отказ в регистрации и возврат документов на доработку в связи с ошибками кадастрового инженера, а остальные объекты просто не описаны. «Мы столкнулись с тем, что можем просто не успеть внести все необходимые объекты», - говорит А. Григорьев. Минприроды России поддерживает рассматриваемый законопроект и считает, что наличие организации, которая обеспечивает объективную цену услуги в сочетании с надлежащим качеством не допустить исключение имеющихся ООПТ из государственного охранного фонда. Заместитель председателя Комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере экономики недвижимости Лариса Усович остановилась на вопросах правовой экспертизы при проведении государственной регистрации прав и государственном кадастровом учете. Многие новеллы законопроекта позволят снять вопросы расхождения по площадям объектов (до 5% ), внесен принцип распределения ответственности. Из необходимых дополнений и пожеланий: дать определение ограждающим конструкциям, стандартизировать раздел «Заключения кадастровых инженеров», добавить автоматическую проверку документов при кадастровом учете. Так же прозвучало пожелание идти в направлении повешения доверия Росреестра к документам, получаемым при межведомственном взаимодействии. Заместитель начальника Управления оптимизации и контроля административных процедур в градостроительной сфере Станислав Крымов отметил повышение уровня оптимизации процедур на этапе ввода в эксплуатацию и кадастрового учёта объектов строительства. Это огромный объем работы, который, на сегодняшний день, благодаря принимаемым документам, стал значительно эффективнее. «Хотелось бы еще нивелировать разницу в пакетах документов, подаваемых в Росреестр и в иные организации для постановки на учет», - заметил он. Президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик обозначил, что ФНП концептуально поддерживает инициативы, направленные на совершенствование взаимодействия Росреестра и заявителя, которые вносятся законопроектом. Он обратился к представителям Росреестра с просьбой уточнить ряд моментов проекта: вопросы наследования земельных участков, преференции для сделок, проходящих через нотариуса (госрегистратор уже не проверяет документы, так как нотариус обладает особым статусом заявителя), вернуть спецсроки рассмотрения документов после устранения причин отказа в регистрации для электронных документов, полученных от нотариуса (1 рабочий день), добавить нотариуса в перечень лиц, которые вправе подавать заявление об окончании ипотеки и снятии обременения. Начальник юридического управления Национального объединения застройщиков жилья Надежда Орлова представила презентационный материал о результатах взаимодействия Росреестра с застройщиками жилья. Как показал опрос, более 80% застройщиков жилья предпочитают электронный формат взаимодействия. Руководитель аппарата Клуба инвесторов Москвы Владислав Преображенский также подчеркнул, что все электронное взаимодействие становится все удобнее, что позволяет не приостанавливать работы, поэтому необходимо разработать единый регламент для подключения застройщиков к данным сервисам. Президент Ассоциации кадастровых инженеров Виктор Кислов настаивает, что решение системных проблем государственной регистрации недвижимости такими методами, какие предлагаются в законопроекте, невозможно. «Сегодня кадастровая палата ведет контроль за качеством поступающих заявлений, - говорит В.Кислов, и мы не считаем, что после принятия законопроекта повысится качество предоставляемых услуг, а вот контроль информации и недобросовестная конкуренция будут присутствовать». Виктор Кислов предложил доработать проект в части наделения ФКБ Росреестра правами на выполнение кадастровых работ. Алексей Бутовецкий не согласился с Виктором Кисловым: «С существующим регулированием и качеством работ мы не выполним возложенные на Росреестр и Миприроды России задачи до 2022 года по внесению границ ООПТ в ЕГРН». Разъяснения по новым функциям ФГБУ дал в своем докладе директор ФГБУ «ФКП Росреестра» Вячеслав Спиренков. Имеющиеся проблемы регулятор решает комплексно, именно поэтому меняются полномочия учреждения и Кадастровая палата становится центром цифровой компетенции Росреестра. Существуют узкие, эксклюзивные специализированные работы: установление границ субъектов или заповедников, например. Важно, что бы таким работами занималось одна организация, а работы были выполнены профессионально. Сегодня кадастровый инженер берется за все и тут возникает проблема: установить границы участка в 6 соток и границы Красноярского края как субъекта – это большая разница. Есть разные виды работ и понятно, что какие-то из них один человек выполнить не в состоянии. Законопроект устанавливает взаимодействие между кадастровой палатой, Росреестром и кадастровыми инженерами. «Мы ожидаем, - говорит В. Спиренков, что после принятия законопроекта улучшится качество услуг, так как будет единая методология и единый поставщик. Изменения коснуться только ряда работ по государственным контрактам, для граждан ничего не изменится». Участники заседания выразили благодарность ТПП РФ в лице вице-президента Дмитрия Курочкина и Комитету ТПП РФ по недвижимости в лице Ларисы Усович за организацию полноценного диалога в ходе мероприятия. Представители Росреестра поблагодарили за корректное ведение мероприятия, что позволило не перейти участникам к взаимным обвинениям, а выслушать друг друга и конструктивно договориться. По результатам заседания будет подготовлена резолюция.

<< Вернуться на предыдущую страницу